Протодиакон Игорь Мартыс. Если желаешь себе добра, то делай тоже и ближнему — получишь желаемое.

Свободу выбора по-прежнему имеет каждый.  «Якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им  такожде» (Лук.6,31),говорит Спаситель. Family-Support-Services_0Вот золотое правило для нас, в жизни, из которого мы должны поучаться сохранению взаимной друг к другу честности и правоты во всех делах своих. Мир полумертв. Пристрастие к низменным рефлексам, к физическим, физиологическим, эмоциональным, материальным потребностям, словно смертоносные метастазы вялотекущей опухоли, сетью переплелись в душе человека. Свободу выбора по-прежнему имеет каждый. Жаль, что люди всерьез не задумываются над смыслом своей жизни, и существования и чаще выбирают ложный путь! Милостью Творца раньше или позже приходят к вере лишь те, кто вопреки окружающему безумию пытаются совестливо анализировать бытие, хранят доверчивость, греют душу надеждой, копят в ней любовь. Но трудно оживает в человеке полумертвое! Одинаково сложно хранится от омертвения живое. Очень просто осуждать грехи других, а за самим собой следить не интересно. Если мы хотим себе добра, то нужно стараться делать одно добро ближним своим. Например: если не желаешь, чтобы тебя кто либо обесчестил, обругал, обманул, похитил часть твоего достатка; то опасайся и ты оскорблять доброе имя в честь своего ближнего, хотя – бы то и заочно, говори всегда правду и чужого не присваивай себе. Тогда не будут бесчестить и поносить тебя ближние,  менее будешь терпеть обмана от них и добро твое будет целее. Что бы научиться нам жить по этой заповеди Господа и таким образом сохранить взаимную честность, правоту и вместе исполнит заповедь Его о любви ко всем ближним нашим, не исключая и врагов наших, всегда нужно  ставить себя на место ближнего, когда что либо думаем сделать для его. Если мы будем стараться творить добро ближним, то, конечно, должны понимать, что нам не все ответят тем же, так как не каждый человек придерживается этого правила. Но если мы хотим достичь Небесного Царствия, то должны так всегда поступать, иначе будем согрешать, то есть нарушать волю Бога. Многие говорят: я человек добрый и никогда никому плохого не делаю, а тех, кто мне делает зло, я презираю или вообще не замечаю. Но это еще не христианское поведение, так как Господь говорит, что, если ты хочешь быть христианином, ты должен делать добро не только тому, кто тебе добро делает. Мы должны творить добро всем, не ожидая ничего взамен, быть ко всем милосердными, как Отец наш Небесный, Который нас, грешных, нарушающих Его заповеди, терпит и даже дает нам многие блага. И мы должны поступать так, как и Бог, по своему благоволению, поступает по отношению к нам. Независимо от того, хорошо ли к нам относится человек или плохо — мы не должны отказывать ему в любви и милосердии. Евангелист Лука передает слова Христовы: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые делают вам добро, какая вам за это благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же (Лк. 6, 32). И если человек в жизни старается не делать ближнему того, чего не хочет, чтобы сделали ему; старается, как бы это ни было трудно, угождая Богу, жить по Его заповедям, а не по своей прихоти и представлениям; стремится победить зло, которое порой пребывает в нашей душе: желание мстить, раздражение, — то душа его постепенно освобождается от злой воли, становится чище, согласуется с волей Божией, сподобляется благодати небесной, а значит сможет достичь Царства Небесного, ибо Царство Божие внутри вас есть (Лк. 17, 21). Господь, по Своему человеколюбию и милости, вложил в человеческую природу сознание того, как надлежит поступать, чтобы спасти свою душу. Святитель Григорий Палама пишет: «Желание быть любимым всеми и от всех видеть добро, как и от нас самих воздавать тем же, естественно возникает у всех нас; следовательно, желать делать добро и ко всем иметь благорасположение, как и в отношении себя видеть то же, является врожденным в нас чувством, потому что и созданы мы все по образу благаго Бога». Но грех умалил и испортил в нас любовь к ближним. Потому Господь, обновляя наше естество, призывает нас вновь к благодати и любви, дабы быть Ему подобными, и посему говорит Свое пророческое слово: Якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде. В первую очередь, мы как члены Христовой Церкви должны стремиться проявлять любовь и милосердие друг к другу. Все мы, христиане, одно тело Христово, и если бы члены нашего тела не пожелали взаимно помогать друг другу, то, несомненно, оно бы погибло. Так и наше взаимное отношение можно тогда назвать христианским, когда оно основано на любви и взаимной помощи. Но когда добрые дела мы делаем только напоказ, а не ради угождения Господу, они не приносят нам душевной пользы, так как имеющий вознаграждение за добрые дела здесь, в этой жизни, лишает себя вечной небесной награды от Бога в Царствии Божием. В Евангелии также сказано, что, если кто напоказ дает милостыню, или молится, или постится, тот уже получает награду свою от людей в виде одобрения или удивления и не будет иметь награды от Господа. А если хочешь, чтобы все это было для Бога, то, когда творишь милостыню, пусть даже левая рука твоя не знает, что делает правая (Матф. 6, 6). Вспомним житие святителя Николы, который, не желая получить похвалу от людей, а только от Бога, ночью крался по улице, чтобы подбросить в окно нуждающимся узелок с золотом. Господь наш Иисус Христос даже на Кресте в незлобии молился за распинателей: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят. Посему, нужно ненавидеть и презирать только грех и насадителя его — дьявола, а наших обидчиков будем исправлять духом кротости и смирения, терпения и милости, ибо обещано Господом: Блажени милостивии, яко тии помилованы будут (Матф. 5, 7). Святые отцы терпение и смирение к обидчикам определяли как великую духовную ценность. Находясь в спокойствии и смирении, они во время обид и поношений стремились на зло отвечать добром, зная, что тогда зло прекратится, и учили, что не надо опасаться зла от тех, которым мы на зло отвечаем добром, за которых молимся, так как Бог обращает их зло в добро, а надо бояться тех, которых мы сами не любим — зло их может принести нам беду! По сути, наша христианская жизнь на земле — это училище любви и милосердия, подготавливающее нас для жизни в вечности. Невозможно жить так, чтобы нас все любили, так как не могут все любить стремящихся жить по заповедям Божиим, но нам надо стараться любить всех. Кто-то может сказать, что есть такие люди, которых любить нельзя, но тогда и в рай войти нельзя, так как там нет места вражде. Великое дело, не давать в душе своей места злу и вражде; непрестанно побеждать зло добром, ибо безрассудно и гибельно усиливать зло злом и, так сказать, подливать масла в огонь. Зло и вражда есть величайшее бедствие, несчастие рода человеческого, о котором надо сожалеть и которое надобно искоренять добром, любовью, благотворением и молитвой за обидчиков. Мы, христиане, как чада Божии имеем неоценимое преимущество в дарованной нам от Христа благодати и силе на всякое добро, но от нас справедливо требуются и благие дела, достойные чад Божиих. По учению Спасителя, мы, из желания себе добра, должны делать и ближнему одно добро. Если-же мы, желая себе добра, ближнему делаем зло; то это-же зло непременно испытаем сами на себе: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Матф. 7, 2).

Протодиакон Игорь Мартыс, г. Слуцк