Храм в честь преподобного Симеона Столпника в д.Борок

Адрес храма:

223610, Минская область, Слуцкий район, д. Борок, ул. Центральная 54

Телефон:

+375-1795-75153

История:

Деревня Борок находится на северо-западе Слуцкого района Минской области.

Испокон веков деревня Борок известна как Басловцы или Басловичи. В состав деревни Басловичи входило само село Басловичи и еще два поселка: Волгин и Борок.

Впервые селение Басловцы упоминается в грамоте великого князя Литовского Александра в 1499 году как один из наиболее крупных населенных пунктов Слуцкого княжества. В 1582 году Басловцы упоминаются в связи с разделом Слуцкого княжества между тремя сыновьями Олельковичами. Басловичи достались младшему сыну князя Юрия Юрьевича — Александру.

Вот как описывается село в книге «Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям», Минск, 1879 г. (Далее – «Описание церквей…»).

«Село Басловцы, Слуцкого уезда, 1-го благочиннического округа, расположено при военно-коммуникационной дороге, идущей из Полесья — от главного Полесского местечка Турова, чрез м. Старобин, в г. Минск. Отстоит от г. Минска в 124 верстах, от г. Слуцка, где и почтовая станция, в 14 вёрст».

В Борок деревня Басловичи была официально переименована в 1969 году. Церковь во имя преподобного Симеона Столпника существовала в селе издавна, и одно из первых упоминаний о храме — это грамота Слуцкого князя Семена Юрьевича от 19 июля 1556 г.

В документе «Описание церквей…» о том, как выглядела церковь и что в ней имелось, написано так. «Когда и кем построена была в этом селе первая церковь неизвестно, достоверно лишь то, что церковь здесь была исстари, хотя находилась в убогом состоянии. Настоящая приходская церковь, во имя преподобного Симеона Столпника, зданием деревянная, на прочном каменном фундаменте, однопрестольная, построена в 1799 году усердием и на собственные средства прихожан, но, во сколько обошлась постройка её — по давности неизвестно. По наружности своей церковь имеет вид продолговато-крестообразный, с одним открытым куполом на средине, и находится в довольно прочном состоянии. Входных дверей трое: окна в один ярус, без железных решеток. Крыша на церкви гонтовая, покрашена масляною зеленою краскою, также покрашены на масле и наружные стены в красный цвет. Внутренняя площадь вместимости, собственно храма, заключает в себе 28 квадр. сажен и алтаря 4 квадр. саж. Пол во всей церкви деревянный, потолок выстлан по балкам досками; солея не возвышена; клиросы устроены отдельно; внутренние стены выкрашены белою масляною краскою; к отоплению церковь не приспособлена. Иконостас старого устройства, дощатый, трёхъярусный, окрашенный масляною краской светло-голубого цвета, с позолоткой карнизов по краям; в нем помещается 40 икон, писанных на дереве, в итальянском стиле, в покрашенных рамах, с позолоткой оных по краям. Местночтимых или почему-либо замечательных икон в церкви нет. Ризница помещается в особо пристроенном отделении при алтаре и в достаточном количестве снабжена утварными, напрестольными и вообще богослужебными принадлежностями, но замечательных между ними по древности или ценности нет, так как все они новейшего приобретения, большею частью из аплике или меди, посеребренные и малоценны, за исключением одного прибора литургийных сосудов из чистого серебра 84 пробы, позолоченного. Священнических облачений с приборами 10, все они, большею частью, мишурные, малоценные. Напрестольных евангелий имеется два, из коих одно в 1/2 листа, в полубархатном окладе, с серебряными наугольниками, московского издания 1815 года; другое в металлическом окладе, — аплике, с обыкновенными финифтевыми изображениями. Церковь снабжена полным кругом богослужебных книг. В архиве хранятся метрические книги и исповедные ведомости с 1800 года. Колокольня устроена отдельно, в ней 5 колоколов, из коих один в 12 пуд., два по 6 пуд. и 2 по два пуда. Церковный погост обведен деревянною дощатою оградой. В приходе сем имеется при деревнях 6 отдельных кладбищ, на которых устроены часовни, для поставления и отпевания усопших, а в селе Серединках есть приписная, деревянная церковь, во имя Успения Пресв. Богородицы».

В 1799 г. сюда, на место сгоревшего в 1797 г. храма, была перенесена из Слуцка деревянная Симеоновская церковь. Храм представлял собой трехтрубную продольно-осевую композицию, характерную для деревянного церковного зодчества белорусского Полесья XVIII в. Деревянная звонница с 5 колоколами стояла рядом с храмом, и вместе с церковным погостом они составляли комплекс, обнесенный дощатой оградой. Эта церковь просуществовала до 1931 года, потом была разобрана. Материалы были использованы для строительства детских яслей и иных колхозных построек.

В приход входили деревни: Бараново, Будище (ныне Избудище), Клешево, Летково (ныне Летковщина), Середники и Старцевичи (с 1964 г. Знамя).

Как было отмечено в «Описании церквей…», «Прихожане отличаются честностью и трудолюбием; в религиозном отношении чтят христианские обычаи, набожны, к храму Божию усердны, совершают по селам крестные ходы и молебны, а память об усопших считают для себя священною; особо выдающихся грубых пороков и наклонностей, а также суеверных обычаев не примечается: вообще, степень нравственно-религиозного их развития довольно удовлетворительна».

Еще в 1868 г. прихожане Симеоновской церкви постановили «старую, маловместительную деревянную церковь сломать и вместо оной построить новую каменную на 700 человек с такою же колокольней, а материал от старой употребить на плотницкие работы». Планировалось, что басловский храм станет «в Минской Епархии первым сельским каменным храмом, построенным по почину прихожан». Но осуществить это удалось лишь в начале XX века.  Только 7 июля 1912 года была заложена по проекту архитектора Струева новая Симеоновская церковь из красного лицевого кирпича в неорусском стиле.

Церковь строил протоиерей Иоан Севрук. Она строилась из красного кирпича, который изготавливался на Басловском кирпичном заводе, принадлежавшем Савелию Борисовцу. Сам кирпичный завод находился на месте теперешнего Басловского озера. На каждом кирпиче имеется оттиск «Басловцы». Еще до революции 1917 года хозяин продал завод и выехал в Россию, в город Саратов. Жена его, Сима, похоронена на Басловском кладбище.

Продольно-осевая композиция храма состоит из основного кубичного объема, апсиды с ризницами по бокам и трапезной с притвором. Над притвором возвышается восьмигранный ярус звонницы. Интерьер зальный, со сводчатыми перекрытиями. Проект, по которому был построен басловский храм, видимо, был типовым, поскольку точно такая же церковь была заложена в это же время в с. Зембин Борисовского района.

Однако полностью строительные работы в Басловичах так и не удалось завершить. Это было связано с тем, что согласно проекту, над центральным объемом церкви купол должен был быть глухим. Прихожан же, еще помнящих залитый светом барабан древнего деревянного храма, это никак не устраивало. Но пока делались корректировки в проекте, грянула 1-я мировая война, потом революция.

После революции 1917 г. строительство остановилось. Окончательно была построена только звонница, шатер над звонницей и луковица с крестом. Центральная часть была не закончена, она была выведена к своду.

В 1927 году церковь в Басловичах хотели разобрать, а кирпич использовать для постройки училища в Слуцке.

В газете «Беларуская деревня» за 1 мая 1929 года писалось, что «в деревне Басловцы, Середняковского сельсовета, есть незаконченное каменное строение церкви. Сколько раз кулак Охрам Караневич обходил всех верующих собирать всякие подписи, чтобы достроить новую церковь! Но и из этого ничего не вышло. Мнение народа было примерно таким: «Сяляне, навошта нам кулацкія тлумачэнні? Калі кулаку хочацца маліцца, дык няхай бярэ папа ў сваю хату ды там хоць лоб разбівае»».

В роковой для Симеоновской церкви день, 12 февраля 1930 г., на «общем собрании граждан деревни» было решено передать здание церкви под электростанцию и «не поздней двухнедельного срока снять крест… Все церковные книги… отобрать и передать на бумажную фабрику.., попа выселить…». Но «электрификация» оказалась не под силу жителям села, и храм превратился в обыкновенный зерносклад.

Пока строилась новая церковь, до 1931 года службы проводились в строении старой деревянной церкви, пока ее не разобрали.

Примерно за 5-6 лет до начала Великой Отечественной войны с колокольни был сброшен крест и разрушен шатер. Эту работу выполнили мужики из Болотчиц. Также с колокольни был сброшен большой колокол.

Колокол был настолько велик, что для того, чтобы его сбросить, в окне на колокольне вырубили проем. Колокол, как свидетельствуют старожилы, забрали в Слуцк.

В сентябре 1941 года, когда уже началась Великая Отечественная война, приехали два священника, собрали людей, вытянули паровую машину из церкви. Люди принесли иконы, и с того времени в церкви ведутся службы.

В хрущевские времена над церковью нависла новая угроза: ее хотели разобрать, как разобрали Георгиевскую церковь в деревне Ленино (Романово). Но опять церкви в деревне Басловцы повезло. Ее решили оставить как архитектурный памятник, а Георгиевскую церковь в деревне Романово разобрали. Все иконы привезли в Симеоновский храм. Архитектурным памятником церковь в Басловичах считалась примерно до 2003 года.

Церковь преподобного Симеона Столпника была освещена в 2011 году.

Освящение церкви митрополит Минский и Слуцкий Филарет поручил Вениамину, епископу Борисовскому, викарию Минской епархии.

29 июля 2012 года, в день почитания святых отцов шести Вселенских Соборов, в д. Борок прошли основные мероприятия в рамках празднования 100-летия церкви преподобного Симеона Столпника.

В ходе подготовки прихожанами были установлены памятные знаки на месте, где находилась церковь до 1931 года, и возле здания ныне действующей церкви.

Поздравить народ со столь светлым праздником и знаменательной датой прибыл епископ Борисовский Вениамин. Он возглавил Божественную литургию в храме. Владыке Вениамину сослужил настоятель Симеоновской церкви протоиерей Георгий Петровский. После богослужения владыка Вениамин возглавил крестный ход вокруг храма и освятил памятные знаки.

Настоятель:

Протоиерей Георгий Евгеньевич Петровский